ИМПОРТОЗАМЕСТИТЕЛИ. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ДАЙДЖЕСТ
«Баден-Баден» замещает курортный отдых на море и планирует выйти за пределы Урала
Как компания подготовилась к нынешнему экономическому кризису, за счет чего планирует удерживать посетителей в комплексах и как преодолевает трудности масштабирования — об этом и многом другом в новом материале.
В спецпроекте «Импортозаместители» мы рассказываем истории компаний и предпринимателей, которые успешно создают локальный продукт. Сегодня — сеть термальных комплексов Baden Family и ее владелец Евгений Кононов.
В 2012 году предприниматель Евгений Кононов строил в Кургане коттеджный поселок «Европейский» — типовые дома с земельными участками. Проект не взлетел: рынок был перенасыщен подобными предложениями. Чтобы выделить «Европейский», Кононов на одном из участков решил возвести термы — все делали сами, без привлечения сторонних специалистов. Проект обошелся в 100 миллионов рублей. Вложения окупились: комплекс стал пользоваться спросом и генерировать прибыль.
«Мы закупили все оборудование на два года вперед»
Идея «Баден-Бадена» была подсмотрена в путешествиях по Европе — Германии, Австрии и Швейцарии, где культура терм формировалась не одно столетие (само название отсылает к одноименному немецкому курорту). Изначально Кононов не планировал развивать термальный комплекс и не считал это перспективным направлением, но после того, как заработал на нем 15 миллионов рублей за год, пересмотрел свое мнение. Вскоре комплексы построили в Реже и Еткуле (Челябинская область), а в 2018-м и в Екатеринбурге, в сосновом бору на месте «Уктусских бань».

В июне 2022 года компания Baden Family открыла пляжный комплекс Cuba-Cuba на ВИЗе на месте Cuba Beach Club и строит курорт под Новоуральском возле озера Таватуй вместо санатория «Зеленый мыс». Точные сроки пока неизвестны. Под Новоуральском в летний сезон планируют привести в порядок береговую линию, начать возводить уличный бассейн и запустить номера в апарт-отеле. Всего же до 2027 года Baden Family хочет построить семь терм — в Свердловской и Челябинской областях.

Экономический кризис существенно не повлиял на термальный бизнес. Когда стало известно о первых санкциях после 24 февраля, Baden Family закупила все необходимое оборудование и комплектующие на год-два — это позволит построить термы на ВИЗе и под Новоуральском.
«Буквально 1,5-2 года назад мы начали переходить на отечественные расходники, в основном для бассейнов. Последние месяцы возникали сложности с поставками: некоторые товары из Европы так и не пришли. То, что вчера можно было заказать легко, сегодня приходится ждать долго. Но это не стало для нас глобальной проблемой. Если иностранная техника выйдет из строя, заменим ее российской. Мы выбираем оборудование, аналогичное европейским и американским производителям. Это не шаг назад. Оно не хуже, но дороже, потому что в основном комплектуется импортными запчастями», — объясняет Евгений Кононов, владелец Baden Family.
Как устроен термальный курорт «Баден-Баден»
Крупнейший на сегодня курорт «Баден-Баден» находится в Еткуле, в 40 километрах к югу от Челябинска. Это большой загородный комплекс, предоставляющий услуги по купанию, питанию и проживанию. Номерной фонд включает 160 номеров категорий «стандарт», «комфорт» и «люкс». Недавно появились дома-контейнеры, где могут одновременно проживать четыре человека, у дома есть своя просторная веранда с гамаком, качелью-диваном, летней мебелью и мангальной зоной.

В Еткуле находится пять бассейнов, два из которых располагаются на улице и функционируют круглый год. В бассейнах работают водные аттракционы — массажеры, пушки, водопады. Летом вокруг них расставляют лежаки и зонтики. В помещениях комплекса также обустроены внутренний, соляной и музыкальный бассейны.

Одна из фишек термальных комплексов «Баден-Баден» — сауны и бани, например, с кофейными и цитрусовыми ароматами. «Это наши ноу-хау, которые взяты из головы. Идеи рождаются во время отдыха, так как нам самим нравится посещать наши комплексы», — говорит Кононов. В банях народов мира за прошлый год было сделано более 1,5 тысяч индивидуальных парений. Кроме того, более 10 тысяч человек поучаствовали в утренней зарядке с аниматорами, а на одометрах велосипедов «Баден-Бадена» (на базе действует прокат) — более 15 тысяч километров.

В среднем «Баден-Баден» в Еткуле ежедневно посещает 700 человек, но в комплексе готовы принять и больше — так, в последние новогодние каникулы через курорт проходило более тысячи посетителей в день. В выходные дни в «Баден-Баден» приезжают гости на автобусах из разных регионов России. Рестораны комплекса каждый день накрывают и обслуживают завтраки и обеды для 600 человек, то есть около 300 тысяч человек в год. Наряду с этим проводятся банкетные мероприятия от 80 до 220 человек.
«Баден-Баден» в Еткуле
В «Баден-Бадене» в Еткуле гости обычно проводят два-три дня. За это время они успевают искупаться, сходить в баню, погулять на территории отеля и возле расположенного рядом озера Боровушка, где есть оборудованная тропа для прогулок с малыми архитектурными формами, шезлонгами, качелями. На этом же озере есть собственный пляж с пирсом и мангальными зонами.

«Наш комплекс позволяет рассматривать различные сценарии. Пользуется спросом корпоративный отдых, для этого у нас на 300 м2 оборудован банкетный зал. Свет и звук позволяют проводить мероприятия до 200-230 человек одновременно. Еще есть свадебный шатер на открытом воздухе. Из развлечений предлагаем спортивные площадки — баскетбол, мини-футбол и теннисный корт, а также всевозможный прокат — от роликовых коньков до электросамокатов», — говорит Евгений Кононов.

В штате комплекса в Еткуле трудится 250 человек. В гостиничном кластере круглосуточно обслуживают номера горничные, ресепшен, инженерная служба. В дневное время в бассейнах работают инженеры в системе водоподготовки и спасатели. Ночью, когда нет гостей, в «Баден-Бадене» запускают пылесос и очищают все поверхности внутри бассейна, перезаряжают фильтры в системе водоподготовки, контролируют дозацию химии в бассейнах. Перед открытием техработники проверяют все водные аттракционы и исправность бассейнов. Ночью также работает служба клининга: проводит генеральную уборку помещений и санобработку саун.
Локации для новых термальных комплексов в Baden Family выбирают по четким критериям — наличию инженерных сетей (канализация, электричество, газ) и расположению возле природных парков и озер. Большую роль играет и сложившийся туристический трафик. Обычно компания приобретает и переосмысляет бывшие турбазы и санатории, затем постепенно вводит новую инфраструктуру и развивает территорию.

Весной 2021 года свердловские власти анонсировали появление нового комплекса «Баден-Баден» в районе озера Шарташ, на месте базы «Экстрим» и бывшей базы SanDali. Стройку хотели начать в 2022 году, но против выступили некоторые жители ЖБИ, общественники и экоактивисты. По мнению последних, работы могли нанести большой ущерб экологической системе территории. Позднее отрицательное заключение на вывод участка из зоны особо охраняемой природной территории вынесла Государственная экологическая экспертиза. Несмотря на это, Евгений Кононов не считает, что проект «Баден-Баден» на Шарташе следует забыть, «его стоит лучше проработать с точки зрения экологических вопросов».

«Наши курорты можно назвать экологичными в первую очередь благодаря тому, как мы вписываем их в существующую природу. На любом из наших курортов можно наблюдать, что мы сохраняем деревья, ухаживаем, облагораживаем территорию. Посмотрите, как на курортах в Еткуле и Реже террасы обходят деревья — гости регулярно удивляются», — говорит Кононов. По его словам, в Baden Family в приоритет ставят природную красоту локаций, а в последующем «добавляют красоту своими услугами и эргономично вписывают все в природу делая небольшие изменения ландшафта».
Что может пошатнуть бизнес на термах
Костяк аудитории «Баден-Баденов» — это семьи с детьми. На втором месте идут люди, приезжающие ради красивых кадров. Комплексами пользуются молодые пары и пенсионеры. По словам Кононова, на якорный продукт Baden Family — купание — в Свердловской области конкуренция довольно низкая, в отличие от соседней Тюмени.

«Ключевой фактор, влияющий на наличие конкуренции, — это цена реализации наших объектов. Капитальное строительство и обустройство инженерных сетей стоит дорого, не все готовы так вкладываться. Другой фактор — это профессионализм в сфере гостеприимства. Мы в термальном бизнесе работаем уже десять лет. Потратили много времени и денег, чтобы вывести оптимальную формулу работы», — считает Кононов.

Глобальная цель Baden Family — сделать доступным отдых в термах во всех крупных городах России. В этом году компания запустила франшизу, и уже есть первые интересанты не только из России, но и из соседних стран — например, Казахстана. На Урале Baden Family будет развивать бизнес самостоятельно.

«Вопреки нашим ожиданиям, что запросов на франшизу будет немного из-за дороговизны проекта, мы видим очень неплохую конверсию. Наши потенциальные партнеры полностью отдают себе отчет о сроках и затратах. Очень приятно слышать, что люди не просто знают о нас из интернета. Многие говорят, что были в Екатеринбурге и приезжали к нам в гости», — говорит Кононов.
Владелец Baden Family признает, что при масштабировании в любой компании могут возникать трудности. Чтобы снизить риски, Baden Family кратно увеличивает в размерах управляющую компанию, привлекает новых специалистов из индустрии гостеприимства и сферы маркетинга, которые раньше работали в сетевых российских и международных отелях.

Сегодня термальные комплексы также конкурируют с турами в Европу, Турцию и Сочи — из-за удорожания не все туристы готовы позволить себе морской отпуск. «У нас растет глубина бронирования. На сегодня комплексы, представляющие услуги по проживанию, имеют высокие показатели загрузки номерного фонда, в сезон приближаемся к 100%. В основном гости рассчитывают провести у нас 2,5 дня. Безусловно, мы хотим увеличить этот срок с помощью разнообразных услуг и предложений», — говорит Евгений Кононов.

Среди глобальных рисков для бизнеса предприниматель видит возможное падение реальных доходов россиян. «Человек не может отказаться от продуктовых магазинов, а отдых — это шестой-седьмой пункт в пирамиде потребностей. Это вишенка на торте. Поэтому падение доходов может пошатнуть бизнес. Но сегодня тенденция благополучная», — заключает Кононов.