ИМПОРТОЗАМЕСТИТЕЛИ. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ДАЙДЖЕСТ
Как бренд Chamovskikh экспортирует уральские ювелирные традиции по всему миру
Основатель компании Александр Чамовских рассказал, как делают драгоценные украшения, как кризис усиливает позиции его бренда и почему Екатеринбург — это столица ювелирной моды.
В спецпроекте «Импортозаместители» мы рассказываем истории компаний и предпринимателей, создающих локальный продукт. Сегодня — ювелирный дом Chamovskikh, который работает в премиальном сегменте.
С конца февраля 2022 года спрос на украшения ювелирного дома Chamovskikh вырос. На это повлиял не только уход с российского рынка международных брендов, но и экономический кризис, который побудил многих инвестировать в наиболее стабильные активы. Драгоценные украшения — из таких.
Время нового роста
«Наша компания пережила почти все кризисы современной российской истории и ни разу не ощущала сильного экономического падения. Когда девальвируется рубль, люди стараются забежать в последний вагон и что-то приобрести. Драгоценные металлы и камни, особенно топовых характеристик, растут в долгосрочной перспективе, они не подвержены кризисам и не облагаются налогами», — объясняет Александр Чамовских.

Отношения с западными партнерами у Chamovskikh остались на прежнем рабочем уровне, поскольку ювелирный бизнес — это «консервативный рынок», построенный на длительных человеческих отношениях. Логистические цепочки также не особо пострадали. «Если я сейчас не могу слетать в Бельгию или США для выбора камней, их привезут в офис в ОАЭ. Так даже лучше: не нужно тратить много времени на поездки. Логистика по передвижению камней в мире работает великолепно», — утверждает Чамовских. Проблему с поставками импортных комплектующих к станкам в компании решили до конца года, приобретя все необходимые расходники.

В марте ювелирный дом перевыполнил план на 400%, а в активную фазу пандемии компания выросла на 30%. Сейчас производство Chamovskikh загружено на 120%. «С 2020 года у нас появился пул новых клиентов. Они удивлялись: «Почему же мы о вас раньше не знали? Столько денег потратили зря!» — говорит основатель бренда.
В ближайшее время Chamovskikh планирует наращивать производство и активнее осваивать Москву. «Сейчас трудно загадывать, насколько мы вырастем по итогам года. Для нас важнее не потерять в сервисе. С ростом могут появиться проблемы с качеством, поэтому необходимо развиваться без ущерба текущей работе», — подчеркивает Чамовских.
Украшения для Киркорова, Нетребко и Валерии
История ювелирного бренда началась в 1996 году. Тогда предприниматель Александр Чамовских, до этого основав собственный мебельный бизнес, погрузился в ювелирную сферу. Вместе с коллегой он открыл свой первый салон украшений в Екатеринбурге.

Изначально ювелирный ретейл был лишь одним из направлений бизнеса Чамовских, но вскоре предприниматель полностью на него переключился: в 1998 году начинает развивать сеть ювелирных салонов, а в 2001 году открывает первое производство. В 2006 году Чамовских учреждает ювелирный холдинг JF Carat, который объединяет производственную часть, дизайнерский штат и коммерческий отдел. Вскоре компания берет курс на уникальность: для запуска эксклюзивного проекта впервые закуплен крупный лот бриллиантов.

В 2010-м Чамовских решает наладить поставки цветных драгоценных камней напрямую: так, в Индии он отбирает партию замбийских изумрудов класса Collection, после чего появляется первая эксклюзивная коллекция украшений Emeralds Exclusive. А через пять лет бизнесмен презентует бренд Chamovskikh Jewellery House, под которым начинает создавать украшения luxury-сегмента. Под маркой JF Carat остается только мелкосерийное производство.
Вскоре новый бренд представляет ювелирную коллекцию, вдохновленную «Петергофом», и передает ее музею-заповеднику в дар. Сейчас Chamovskikh — единственная компания современности, чья ювелирная коллекция на постоянной основе экспонируется в «Петергофе».В 2018 году в коллаборации с историком моды Александром Васильевым создана коллекция «Украшения императорских особ».

В 2021 году бренд стал партнером международного альянса стратегических проектов БРИКС. Украшения Chamovskikh были представлены на модном показе в рамках Евразийского женского форума в Санкт-Петербурге. Компания также традиционно участвует в благотворительном аукционе «Екатерининская ассамблея» и премии «Человек года», выступает партнером Гран-при по конкуру на Кубок Гагарина, турнира Innoprom Golf Challenge и других мероприятий. Ювелирные украшения бренда находятся в коллекциях Анны Нетребко, Филиппа Киркорова, Ильи Резника, Леонида Агутина, Стивена Сигала, Валерии, Павла Дацюка и других. В 2021 году драгоценности Chamovskikh для свадебного торжества выбрала невеста Великого Князя Георгия Романова Ребекка Беттарини.
Как появляются украшения
Художники-ювелиры Chamovskikh регулярно посещают международные отраслевые выставки и крупные музеи искусства. В компании также пристально следят за ведущими мировыми брендами, в том числе учатся на их ошибках.

На предприятии в Екатеринбурге специалисты Chamovskikh создают дизайн, который созвучен форме, цвету и огранке центрального камня. Все начинается с эскизов — сначала простым карандашом, потом с помощью планшета в графических дизайнерских редакторах.

Основываясь на эскизе, 3D-модельеры под руководством технолога строят объемную модель украшения, где учитывают размеры и количество камней. Это позволяет максимально полно увидеть, как будет выглядеть ювелирное изделие, и при необходимости внести корректировки. На этом этапе простраивается вид и размер каждой детали (их порой могут быть десятки). Разработка объемной модели может продолжаться до нескольких месяцев. Все зависит от сложности украшения.
Далее трехмерный прототип будущего украшения поступает на 3D-принтер, где готовят модель из полимера — литейного воска. Наряду с импортным на производстве используется российское оборудование, в частности 3D-принтер: в компании утверждают, что он не уступает западным аналогам.

Следующий шаг в производстве украшения — напаивание восковых деталей на специальный стержень, который называют «елкой». После того как «елка» сформирована, восковые детали загружают в специальную форму — опоку, которую заполняют формомассой. Затем опока отправляется в печь, где вытапливается полимер. Далее в образовавшиеся пустоты заливают металл. После литья происходит сборка, пайка и промежуточная обработка украшений. Иногда предварительно создается прототип украшения из серебра, чтобы оценить его эргономичность.

Параллельно с этими процессами штатные геммологи Chamovskikh подбирают драгоценные камни, которые сочетаются друг с другом по цвету, чистоте и другим параметрам. На закрепке они складываются в единый ювелирный ансамбль.

Специалисты полируют изделия даже на промежуточных этапах, чтобы достичь необходимого внешнего вида и зеркального блеска всех элементов со всех сторон.
Chamovskikh использует сертифицированные камни превосходных характеристик — бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды, шпинель, турмалины, аквамарины, танзаниты, гранаты, опалы, жемчуг и другие, а также платину 950-й пробы, золото 750-й и 585-й пробы. Металлы — полностью российские, камни — частично. Драгоценности хранятся в сейфовых хранилищах; сегодняшних резервов хватит на пять лет.

Александр Чамовских отмечает, что запасы камней в действующих месторождениях постепенно заканчиваются, поэтому нужно разрабатывать новые и бережнее относиться к тому, что есть, — например, добывать камни более щадящим способом, без взрывов.

Драгоценности Chamovskikh представлены в 18 коллекциях, отличающихся по стилю. Например, флагманская Discovery вдохновлена знаковыми объектами и культурными ценностями стран, входящих в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, — Брунея, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В центре каждого украшения — коллекционные природные самоцветы Top Color. Ассортимент ювелирного дома включает в себя ювелирные аксессуары для мужчин, украшения для детей, свадебную коллекцию; бизнес-подарки и сувениры.
Коллекции камней
Одна из особенностей этой и других коллекций Chamovskikh — запатентованные технологические решения. Среди них поворотный механизм серьги, ключ-подвес — ювелирный аксессуар для хранения цифровых кодов, а также возможность трансформации украшений. Например, серьги «Камбоджа» можно носить в шести разных вариациях.

Помимо изделий-трансформеров, Chamovskikh имеет и другие преимущества перед западными конкурентами. Поскольку с возрастом проколы ушей у некоторых людей растягиваются, в компании продумали специальный механизм, который закрывает неэстетичные участки и позволяет украшению сидеть более плотно и комфортно.

«Многие женщины просили нас корректировать посадку серег. Мы решили сделать универсальную застежку, которая регулируется под любого человека. Международные конкуренты не оказывают такого сервиса и не подгоняют свои модели под каждого клиента. Они работают на бренд, а мы — для наших клиентов. Уменьшение размера у Cartier занимает полгода, у нас — неделю. А бессрочная гарантия на все украшения, как у Chamovskikh, — это большая редкость. Клиент, который привык покупать украшения Cartier, Bulgari и других брендов, закроет все свои потребности у нас, мы даже превзойдем его ожидания», — отмечают в компании.
Около 70% продукции Chamovskikh готовят по индивидуальным эскизам. В компании работает 150 человек. В премиальном сегменте это самая большая ювелирная компания России, подчеркивает Чамовских. «Проблем с кадрами нет, но мы постоянно подыскиваем звезд, которые могли бы привнести что-то новое», — говорит он.

Около 80% продаж Chamovskikh приходится на Россию, остальное — зарубежные заказы (Европа, Китай, арабские страны). Основная аудитория — бизнесмены, политики и звезды шоу-бизнеса. Несмотря на то, что Екатеринбург занимает всего 5% рынка, Александр Чамовских считает этот город «столицей ювелирной моды России». Первый российский завод — «Ювелиры Урала» — открылся 126 лет назад именно в Екатеринбурге, подчеркивает основатель бренда Chamovskikh, который также возглавляет Гильдию ювелиров Урала.

«В Свердловской области работает 15 ювелирных компаний, и это единственный регион России, где они не конкурируют между собой и выпускают разную продукцию. У каждого есть свой стиль и почерк», — полагает Чамовских.

Ювелир Карл Фаберже нанимал своих мастеров и камнерезов на Урале: местная ювелирная школа очень ценилась. К тому же здесь сосредоточены месторождения драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, а в Екатеринбурге работает четыре учебных заведения по подготовке будущих дизайнеров и ювелиров. Недавно Гильдия ювелиров Урала была приглашена в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, чтобы показать ювелирное искусство региона в рамках презентации «ЭКСПО-2025». Чамовских признает, что еще недавно российское ювелирное дело отставало от мировых брендов, но теперь этот разрыв нивелирован.
Столица ювелирной моды
Chamovskikh в цифрах
продукции приходится на экспорт
20%
человек в штате
150
год основания
1996
в марте 2022-го план продаж выполнен на
400%
огранизаторы проекта
Партнеры проекта