ИМПОРТОЗАМЕСТИТЕЛИ. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ДАЙДЖЕСТ
Контур претендует на рыночную долю Zoom
Разработчик ПО Контур начал продавать аналоги иностранных IT-сервисов, которые становятся недоступными из-за санкций ЕС и США. Компания будет зарабатывать на продуктах, созданных для собственных нужд. В таких решениях заинтересованы госструктуры, банки, добывающие предприятия, средний и малый бизнес.
В спецпроекте «Импортозаместители» мы рассказываем истории компаний и предпринимателей, которые успешно создают локальный продукт.
Санкции не повлияли напрямую на бизнес Контура, считает председатель совета директоров ГК «СКБ Контур» Дмитрий Мраморов. По его словам, компания постепенно отказывается от продуктов западных вендоров в пользу разработок open source, которыми можно пользоваться, не опасаясь политических и экономических рисков. «В том числе поэтому в софтверной сфере у нас нет зон, где мы критически зависим от зарубежных производителей ПО, – говорит он. – Хотя остаются сложности с поставками современной электроники: серверов, процессоров, сетевого оборудования. Эта техническая база необходима для развития текущих ключевых продуктов и информационной безопасности, где важно постоянно наращивать серверные мощности в дата-центрах. Здесь IТ-отрасли необходима поддержка государства».

Если в более капитало- и интеллектуально емких областях (операционные системы, системы хранения и управления серверами) по-прежнему много проблем, то в сфере прикладного ПО позиции российских разработчиков сильны, считает Мраморов. С начала года Контур вывел на рынок три новых продукта – «Контур.Толк», сервис видео-конференц-связи (ВКС) – аналог Zoom, «Контур.Доступ», сервис удаленного доступа и «Контур.ID» – программу для единого безопасного входа во все внутренние сервисы предприятия.
«Контур.Толк» создавали как универсальный инструмент для онлайн-конференций. Пока собственной разработки не было, в Контуре использовали американскую систему Polycom, которая обеспечивала видеосвязь между ВКС-терминалами в переговорных комнатах. Сотрудники компании считали, что ее возможности ограничены. Помимо сложностей в эксплуатации, аппаратные решения Polycom не позволяли подключать к конференциям мобильные устройства и компьютеры.
Сервис видео- и аудиоконференций «Контур.Толк»
Полпреду президента РФ в УрФО Владимиру Якушеву показали сервис «Контур.Толк».
По словам разработчика «Контур.Толк» Вячеслава Бухарина, первая версия продукта, позволявшего участникам конференции входить в систему со своих гаджетов, появилась в 2019 году, когда в компании начали тестировать новые телекоммуникационные технологии. С началом пандемии Covid-19 и переходом сотрудников на удаленную работу общение по видеосвязи стало необходимостью – команду разработчиков сервиса увеличили. В офисе компании смонтировали стойки-киоски (сейчас их около сотни), заменившие дорогое оборудование, которое работало с терминалами Polycom. Чтобы подключиться к конференции, сотруднику достаточно сканировать QR-код на мониторе киоска – его смартфон при этом становится пультом, позволяющим управлять звуком, изображением, приглашать на встречу других участников.

Решение вывести готовый продукт на рынок совпало с санкциями западных стран против России из-за военной операции на Украине. В компании рассчитывают, что «Контур.Толк» станет альтернативой системе Zoom, занимающей почти половину российского рынка видеоконференций.

Zoom продолжает работать с российским бизнесом, но отказался от продаж через дистрибьюторов для госсектора – теоретически госпредприятия могут покупать ПО напрямую через сайт компании-разработчика, но применить такую схему невозможно из-за сложившегося порядка закупок по ФЗ-44 или ФЗ-223. Роскомнадзор уже призвал использовать отечественные аналоги Zoom.
Владимир Якушев: «Чтобы добиться полного импортозамещения в программном обеспечении, нужна поддержка на местах, в том числе от органов власти, которые должны обеспечить загрузку индустрии за счет госзаказа и вовлечения в различные проекты».
По словам Ивана Шехтмана, менеджера по продвижению «Контур.Толк», частный бизнес тоже ищет возможность переключиться на другую программу, так как из-за санкций оплачивать Zoom стало сложнее. «Чем больше компания, тем критичнее для нее отказы в коммуникациях – и внутренних, и с клиентами, – поясняет Шехтман. – Пока все иностранные системы работают, но никто не знает, что случится завтра. Бизнес хочет подстраховаться из опасений, что западные компании перестанут поддерживать свои продукты. На этом фоне у российских разработчиков аналогичных сервисов, в том числе Контура, появились новые возможности».

Помимо бизнеса, в аналоге Zoom заинтересованы госструктуры и образовательные учреждения – от небольших частных организаций дополнительного образования до университетов. Сейчас Контур начал тестировать свой продукт в ФНС и федеральных банках, ведет переговоры с поставщиками сырьевых ресурсов, УТПП, СОСПП и медицинскими организациями.

Круг интересантов оказался широким.
Продукт «Контур.ID» начали предлагать рынку этой весной, но проблемы, которые он решает, в Контуре сформулировали 10 лет назад. Речь шла об аутентификации пользователей при входе на внутренние веб-сервисы, которых в компании около 100 – от электронной почты, заказа обедов и внутренней социальной сети до бухгалтерских программ и аналитических данных. Чтобы система узнавала сотрудника, ему приходилось несколько раз в день вводить логин и пароль. Новый механизм аутентификации эту задачу упростил – чтобы получить доступ ко всем сервисам, сотруднику компании теперь достаточно один раз ввести логин/пароль (можно использовать электронную подпись, номер телефона, ссылку в интернете и другие варианты). Кирилл Подсухин, ведущий инженер-программист сервиса «Контур.ID», отмечает, что при таком подходе отдел безопасности может контролировать данные пользователей с помощью системы администрирования учетных записей. «Если сотрудник всегда входит в систему с IP-адреса в Екатеринбурге, но внезапно начинает использовать неизвестный IP-адрес в Африке, это уже повод для подозрений, – говорит он. – Одновременно сервис облегчает контроль доступа – мы следим, чтобы условный охранник не мог зайти в систему для бухгалтеров или в инструменты для аналитики».
Сервис «Контур.ID»
Дмитрий Мраморов, председатель совета директоров ГК «СКБ Контур»
«Контур.ID» – аналог западных продуктов, предлагающих такие же возможности. В частности, с user management, учетными записями и аутентификацией пользователей связаны системы Microsoft Azure и G Suite – одна из частей Google Workspace. Свою разработку Контур предлагает потенциальным заказчикам – компаниям, где работает более 150 сотрудников, использующих 15–20 встроенных программ для бизнеса.

Успешным продажам препятствуют высокие издержки переключения с иностранной системы на российскую, к которым российские предприятия пока не готовы, тем более что конкуренты не заявляли об отказе от поддержки своих разработок в России. По словам Подсухина, в целом сервис «Контур.ID» обойдется заказчикам дешевле и платить они будут рублями, а не валютой. Один из аргументов, который может склонить предприятия к сотрудничеству с Контуром, в том, что IT-разработчик готов менять продукт под запросы отдельных отраслей и предприятий.

Сейчас такие возможности обсуждают отдельно с каждым клиентом.
Сервис удаленного доступа, призванный оказывать клиентам техподдержку, создавать удаленные рабочие места, администрировать персональные компьютеры и другие устройства (серверы, кассы в магазинах), три команды программистов Контура начали создавать в 2010 году, ориентируясь на продукты, востребованные рынком, в том числе немецкие TeamViewer и AnyDesk. Лучший вариант компания выбрала в 2017 году. Вывести ПО на рынок решили в марте 2022 года, когда производитель TeamViewer объявил, что новые лицензии продавать не будет. «Задолго до того, как мы объявили о старте продаж, в компанию уже обращались клиенты, которые хотели пользоваться нашим ПО для удаленного доступа, – говорит менеджер проектов в Контуре Маргарита Немченкова. – Тогда мы были не готовы – развивали сервис для себя, а теперь видим, что он может решить проблемы потребителей, которым отказывают иностранные производители софта».

Собственную разработку Контур предлагает вдвое дешевле иностранных аналогов, рассчитывая в первую очередь на потребителей, которые не могли позволить себе TeamViewer или AnyDesk и работали с бесплатными версиями этих продуктов, предполагающими короткий период действия и ограниченный функционал.

Теперь у них появится выбор.
Удаленный доступ
Дмитрий Мраморов объяснил Владимиру Якушеву, как работает IT-отрасль.
Специализированное конструкторское бюро (СКБ) Контур создали в 1988 году выпускники физтеха УПИ и матмеха УрГУ. Это была хозрасчетная структура при комсомольском экспериментальном научно-производственном объединении. Софтверное направление началось с программы для бухгалтеров «Учет труда и заработной платы – АМБА». Первый договор об автоматизации производства компания заключила с «Уральским заводом бурового машиностроения» (Верхние Серги), затем появились контракты с металлургическими предприятиями – Уральским алюминиевым заводом, Салдинским магниевым комбинатом и «Уралэлектромедью».

В середине 90-х компания сосредоточилась на производстве софта для бухгалтеров. Основным продуктом стала программа «Контур.Экстерн», позволявшая предприятиям отчитываться в налоговой и других государственных органах через интернет. Специального оборудования и ПО для этого не требовалось – все учетные формы бухгалтерии заполняли на серверах СКБ Контур. После проверки документы с электронной цифровой подписью (ЭЦП) отправляли в ведомства. Проект запустили в начале 2002 года, когда Госдума приняла федеральный закон об ЭЦП. Первые клиенты отчитались через систему «Контур.Экстерн» в марте, затем доходы от абонентского обслуживания стали ежегодно удваиваться.
СКБ Контур. История
Вице-губернатор Олег Чемезов: «Мы всячески поддерживаем IT-компании – сейчас ищем возможность предоставить им налоговые льготы и льготы по аренде земли. Решение зависит от состояния бюджета и запросов самих компаний».
У нового бизнеса было две проблемы – он зависел от изменений налогового законодательства и был сезонным. Бухгалтеры сдавали отчеты по кварталам – четыре раза в год, а в остальное время системой «Контур.Экстерн» не пользовались – получалось, что специалисты и технические ресурсы компании загружены неравномерно. Чтобы пользователи работали в программе каждый день, базовую услугу со временем усовершенствовали и добавили новые сервисы, в частности электронный документооборот и проверку контрагентов.

Подготовкой кадров для IT-отрасли СКБ Контур занялся в 2008 году, сначала – с помощью стипендий и грантов, затем СКБ Контур и УрФУ запустили совместные образовательные программы. Специалисты компании ведут направление бакалавриата «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (ФИИТ). Успешных студентов с ФИИТа компания приглашает на работу. С 2017 года комиссия СОСПП по цифровым и информационным технологиям, которую возглавляет Дмитрий Мраморов, добивалась, чтобы на IT-специальностях в вузах увеличили количество бюджетных мест. В 2020 году им это удалось – мест стало вдвое больше, соответственно увеличилось и число выпускников.

По словам Мраморова, в начале 2000-х СКБ Контур собирался выходить на рынки Европы, СНГ и Юго-Восточной Азии. Позже от этих намерений отказались, решив, что в России – большое поле возможностей. В 2021 году 2,2 млн корпоративных клиентов принесли компании 22,6 млрд рублей.

С 2017 года СКБ Контур строит в Екатеринбурге Контур-Парк — микрорайон с офисами для IT-компаний и научно-образовательным центром «Акселератор ИТ-компетенций» (АКСИТ).
Три дороги ГК СКБ Контур
Автоматизация малого и среднего бизнеса
сервисы, которые компании используют для бухгалтерского, налогового, товарного учета, работы с кассой и других внутренних задач. Для государства цифровизация этого сегмента – важнейшая задача, поскольку это вопрос эффективности бизнеса и снижения непроизводственных издержек. Контур делает в этом сегменте онлайн-бухгалтерию и продукты торговой марки «Маркет» для общепита, розницы и услуг.
Взаимодействие с сотрудниками
решения, которые помогают компаниям настроить рабочее взаимодействие в компании, в том числе в территориально распределенных командах. Из разработок Контура к этому направлению относится кадровый электронный документооборот и новый сервис для онлайн-встреч «Контур.Толк», аналог Zoom. В 2022 году компания намерена увеличить инвестиции в это направление: в планах сервисы для обучения и оценки кадров.
Электронный документооборот
сервисы для обмена юридически значимыми документами между предприятиями, в том числе отраслевые решения для ретейла, страхования, логистики, факторинга. По оценкам компании, развитие ЭДО в России остается на уровне лучших мировых решений и дальнейшее проникновение электронных документов – ключевое условие повышения эффективности бизнеса.
Мнения
Екатерина Кизевич
генеральный директор компании «АTVIRA»
В марте 2022 года многие бизнесы, которые использовали европейские и американские комплектующие, расходники и т. д., в панике искали выходы на альтернативные рынки. Количество запросов на поиск того или иного оборудования, комплектующих и материалов выросло в четыре раза. Особенно серьезно вопрос встал для сфер медицины, косметологии, химреагентов, так как замена продукта в этой сфере — ответственный и серьезный шаг и требует различных испытаний перед использованием. Что касается IT-сферы, производители в Китае готовы поставлять различное оборудование брендов, на которые не наложены санкции и которые не уступают по качеству. Плюс правительство России обнулило ввозные пошлины на технологическое оборудование. А именно — оборудование, комплектующие, запасные части, сырье и материалы, которые будут использоваться при реализации крупных инвестпроектов (сельское хозяйство, строительство, IT-сфера и другие). Также упрощен ввоз компьютеров, планшетов, ноутбуков, смартфонов, микросхем и раций. Для системообразующих организаций ослабят таможенный контроль при ввозе комплектующих для промышленного производства электронного оборудования и техники.