ИМПОРТОЗАМЕСТИТЕЛИ. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ДАЙДЖЕСТ
Свердловская киностудия нашла новые схемы финансирования и снимает российское кино для российских кинотеатров
Для российских кинокомпаний открылось окно возможностей. С уходом иностранных конкурентов они остались один на один с прокатчиками, готовыми крутить наше кино, если зрители купят билеты. Свердловская киностудия уже знает, чем их заинтересовать.
В спецпроекте «Импортозаместители» мы рассказываем истории компаний и предпринимателей, создающих локальный продукт. Сегодня — Свердловская киностудия, наращивающая темпы производства художественных, документальных и мультипликационных фильмов.
Когда западные кинокомпании отказались показывать в России свои фильмы, директора кинотеатров говорили, что заменить их продукцию нечем – весь мировой прокат зарабатывает на Голливуде. Три месяца спустя Вадим Верещагин – гендиректор одного из крупнейших дистрибьюторов «Централ Партнершип» – заявил, что у отечественных студий появился «шикарный шанс сделать принципиальный скачок вверх» – для этого им нужно увеличить производство фильмов в 2,5 раза (при условии, что государство даст денег). Свердловской киностудии, выпустившей за последние 10 лет два игровых фильма – «Золото» и «Буран», – это по силам, но планы ее руководителей идут дальше.
О том, что Москва считает работу Свердловской киностудии неудовлетворительной, губернатору Куйвашеву сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова в январе 2021 года. Через два месяца объявили, что директора студии Михаила Чурбанова заменят новыми людьми, которые создадут в Екатеринбурге творческий центр кинематографии. По словам самого Чурбанова, он сделал все, что мог. «Москва годами не финансировала региональные киностудии, – пояснил он РБК Екатеринбург. – Пока российские фильмы, сериалы и рекламу снимали в бывших союзных республиках и Восточной Европе, мы – единственные в стране – сохранили производственную площадку и предлагали патриотические проекты. Пройдет пара лет, и нам за это еще благодарность влепят».
Кто эти люди
Ольга Любимова – первый министр культуры РФ, посетивший Свердловскую киностудию за все время ее работы
За Уралом действительно не осталось ни одной местной киностудии. Часть предприятий, уцелевших в 90-е, сменили владельца. Любимова отметила, что в Екатеринбурге имущественный комплекс удалось сохранить, но этого недостаточно. «Она написала мне: вы хорошо поработали, теперь пора менять команду», – говорит Чурбанов.

Еще через месяц Федеральное агентство по управлению госимуществом утвердило нового руководителя Свердловской киностудии. Им стал Виктор Шадрин, выпускник факультета телерадиожурналистики Гуманитарного университета в Екатеринбурге, работавший в разных должностях на телеканалах ГТРК «Урал», ОТВ и АТН (медиаактив УГМК). На киностудию он ушел с должности замначальника управления общественных связей УГМК.

Министр культуры перечислила направления, которые предстоит развивать, – дебютное, документальное и научно-популярное кино. Задача номер один – наладить кинопроизводство в Свердловской области и федеральном округе.

«В России мало промышленных предприятий в сфере кинематографии, – говорит креативный продюсер Свердловской киностудии Евгений Григорьев. – А Голливуд – это индустрия. Каждая студия снимает около десятка картин, еще 20 готовится к съемкам и примерно 50 – в разработке. В идеале к этому и нужно стремиться, чтобы оптимизировать риски, связанные с убыточными проектами».
Виктор Шадрин, генеральный директор Свердловской киностудии: «Мы начали обновление критической инфраструктуры, необходимой для производства фильмов, обновили парк техники, провели всесторонний аудит компании. Собрали команду. Все наши действия – это пошаговая история для того, чтобы на киностудии снималось сразу несколько картин».
Евгений Григорьев – вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения – учился в УрГУ (журналист) и во ВГИКе (режиссер документального кино). В 2021 году снял первый игровой фильм «Подельники», продюсером которого была Ольга Ерофеева-Муравьева, работавшая с Андреем Кончаловским на картинах «Щелкунчик и Крысиный король», «Грех» и других. Григорьев рекомендовал ее на должность генерального продюсера Свердловской киностудии – человека, который ищет новые проекты и деньги на них.

В 2021 году студия запустила три полнометражных фильма: два документальных – об уральском исполнителе NILETTO, о Екатеринбурге глазами его жителей, и один игровой – «Сломя голову» (режиссер – Евгений Григорьев). Если все заявки на гранты, поданные в 2022 году, одобрят, проектов будет в четыре раза больше.
Финансовые рычаги
Драму «Подельники» Григорьев снимал в Пермском крае, где действует система рибейтов – региональный бюджет возвращает кинокомпаниям часть средств, потраченных на производство фильма. По сути, это льгота для инвестора, который оплачивает труд местных специалистов, аренду помещений, услуги транспортных фирм, гостиниц и заведений общепита. Посредником между властью и съемочной группой выступает кинокомиссия – структура, которая решает производственные проблемы. В частности, московская кинокомиссия помогает со съемками в центре города (особенно если требуется перекрыть движение транспорта) и компенсирует 25% затрат за аренду площадок, принадлежащих муниципалитету.

Практика кинокомиссий и рибейтов пришла из-за границы. Когда американские студии начали работать в других странах, где съемки обходятся дешевле (например, в Канаде или в Чехии), Штатам, терявшим деньги, пришлось идти на уступки.

По инициативе АСИ и Ассоциации продюсеров кино и телевидения, участниками пилотной программы рибейтов в 2017 году стали десять российских регионов (Свердловской области в этом списке не было) – размеры платежей каждый из них определял сам. Максимальный процент сегодня предлагают Ульяновская область (30%) и Пермский край (50%). Без рибейта у кинокомпаний не будет стимула снимать на Урале, считает Григорьев. По его словам, Минкультуры РФ и руководство студии убедили в этом губернатора Евгения Куйвашева. «Рибейт – очень сильный мотивирующий фактор и большое преимущество для производителя. Быстрого эффекта ждать не стоит, но в горизонте пяти-семи лет мы увидим, как кинематографический ландшафт региона изменится», – говорит Ерофеева-Муравьева.
Постановление правительства № 873-пп «О кинокомиссии Свердловской области» вышло в декабре 2021 года. Новая структура объединила 14 человек, включая замгубернатора Павла Крекова, регионального министра культуры Светлану Учайкину и кинокритика Андрея Кулика. Осталось доделать регламенты, и процесс запустят. Предварительно на рибейты в 2022 году выделили 20 млн рублей.

Экономическим эффектом, впрочем, дело не ограничивается. Есть мнение, что удачный выбор локации стимулирует поездки туристов на места съемок. В пример обычно приводят фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», который снимали в поселке Териберка Мурманской области. Интерес публики после кинопроката оказался настолько велик, что в Териберке пришлось построить четыре гостиницы для туристов.

Урал ничем не хуже, считает Григорьев.
Евгений Григорьев, креативный продюсер Свердловской киностудии: «У киностудии как культурной институции есть территориальная ответственность – мы должны заниматься мифами, историями, сюжетами, связанными с Уралом».
Ресурсы материальные и трудовые
При Чурбанове кино снимали на арендованном оборудовании. «Когда я пришла, то увидела только стены. Никаких проектов в производстве не было, если не считать одного мультфильма, – говорит Ольга Ерофеева-Муравьева. – Нам удалось купить две видеокамеры – одну для съемок полнометражных игровых фильмов – это ALEXA LF, и Canon C300 Mark III – для документальных. Есть кое-какая осветительная техника. В общем, мы сегодня готовы снимать, но техническую базу надо наращивать».

Чтобы отремонтировать весь имущественный комплекс и закупить оборудование для съемок, Свердловской киностудии понадобится около миллиарда. Для производства фильмов нужны помещения с хорошей акустикой, хранилища данных – RAID-массивы и оборудование для слива отснятого материала. Студии не хватает транспорта – парка нет, как нет и передвижных гримерок, костюмвагенов и туалетов. По словам Григорьева, в его практике был случай, когда на съемки в регионе туалеты пришлось везти из Москвы. Тогда же из Твери приехали постановщики – универсальные рабочие с навыками художника и бутафора.
За год с небольшим киностудия подготовила базу для второго состава съемочной группы – административный персонал и работников, обслуживающих кинопроцесс: осветителей, гримеров, художников по реквизиту, ассистентов художника-постановщика, ассистентов художника по костюмам, механиков камеры. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, таких специалистов нигде не обучают. Желающих приобрести вторую специальность оказалось неожиданно много. В первом потоке заявки на конкурс подали 600 человек, во втором – больше тысячи. «Надеюсь, что к концу лета у нас появится уже полный боекомплект из людей, которые могут снимать фильмы», – говорит Ерофеева-Муравьева.

Но второй состав – только полдела. Студии не хватает главных действующих лиц – режиссеров и сценаристов. На курсах не обучить, но к работе можно привлечь, например, уральских драматургов – учеников Николая Коляды. Первым таким опытом будет сценарий «Цинга» о священнике-миссионере, приехавшем обращать в свою веру северные народы. Выстраивать сюжет Владимиру Головневу – режиссеру из Омска – помогает Ярослава Пулинович.

Дебютный фильм запустят в производство в 2023 году.
Ольга Ерофеева-Муравьева, генеральный продюсер Свердловской киностудии: «Наша задача – делать хорошее зрительское кино, которое бы не было бы просто коммерческим. Такое направление мы называем арт-мейнстрим. Его суть – в компромиссе между мейнстримом и арт-хаусом».
Ни один кинематографически развитый регион немыслим без большого индустриального события, считает Григорьев. «Возьмите фестиваль дебютов в Пусане, который ежегодно отбирает 30 южнокорейских картин и рекомендует их инвесторам, – говорит он. – Вряд ли ошибусь, сказав, что Пон Чжун Хо – режиссер фильма «Паразиты («Золотая пальмовая ветвь» в Каннах-2019 и «Оскар-2020») – своими успехами во многом обязан корейскому фестивалю».

Крупнейшим смотром российского кино остается фестиваль «Кинотавр», созданный предпринимателем Марком Рудинштейном в 1990 году (продал бренд холдингу «СТС-Медиа» в 2004 году). В свое время на «Кинотавре» представители Венецианского фестиваля отобрали в конкурсную программу фильм Алексея Федорченко «Первые на Луне», сделавший его известным. Сейчас – с подачи программного директора «Кинотавра» Ситоры Алиевой – руководители Свердловской киностудии запускают международный фестиваль дебютов «Одна шестая» с бюджетом около 40 млн рублей (5 млн рублей выделило Министерство культуры РФ, остальное добавят спонсоры).

Фестиваль пройдет в Екатеринбурге с 12 по 17 августа. Конкурс предусматривает четыре номинации – российские и международные игровые и неигровые дебюты. По словам организаторов, они ждут участников из Китая, Сербии, Кореи, Вьетнама, Индии, Казахстана и Ирана. Программа предполагает конкурс проектов на стадии сценария и постпродакшена, профильные встречи, мастер-классы и локейшн-тур для продюсеров. Президентом фестиваля стал Алексей Федорченко.
Лицом на восток
Свердловскую киностудию создали в 1943 году, по одной из версий, на базе эвакуированного на Урал «Ленфильма», но подтверждений мы не нашли. К тому времени «Мосфильм» и «Ленфильм» уже два года снимали кино в Алма-Ате в составе Центральной объединенной студии (ЦОКС). Георгий Негашев, руководивший Свердловской киностудией в 1993–2003 годах, предполагает, что несколько вагонов с оборудованием для «Ленфильма» по ошибке оказались в Свердловске. Найденную технику решили не отправлять в Казахстан, а найти ей применение на Урале. Здание для киностудии – бывший клуб строителей, работавший с 1933 года, – выбрал министр кинематографии СССР Иван Большаков.

Директором студии назначили бывшего конструктора Уралмаша Александра Шитова, художественным руководителем – Александра Ивановского, ленинградского режиссера фильмов «Музыкальная история» (Сталинская премия второй степени) и «Антон Иванович сердится». Он же снял первый на Урале художественный фильм – музыкальную комедию «Сильва».

С 1948 по 1956 год студия выпускала только документальное, научно-популярное и учебное кино. Производство игровых фильмов возобновили в 1958 году. Визитной карточкой киностудии стали фильмы Ярополка Лапшина «Угрюм-река» (1968) и «Приваловские миллионы» (1972). При советской власти в Свердловске снимали до десяти художественных картин в год, девять научно-популярных, четыре мультипликационных и кинохронику. В разные годы на киностудии работали Владимир Краснопольский и Валерий Усков («Самый медленный поезд»), Владимир Хотиненко («Зеркало для героя», «Макаров»), Михаил Казаков («Безымянная звезда»), Юрий Соломин («Скандальное происшествие в Брикмилле»), Алексей Балабанов (документальные фильмы о свердловских рок-группах), Алексей Федорченко («Первые на Луне»).
На руинах фабрики грез
Объединение художественной мультипликации в Свердловске появилось в 1973 году. Анимационные фильмы киностудии получали призы на международных кинофестивалях в США, Канаде, Германии, Финляндии, Франции, Югославии, Японии. Мультфильм «Корова» по рассказу Андрея Платонова, выполненный в технике «живопись по стеклу», в 1990 году номинировали на премию «Оскар».

В начале 90-х, когда Москва перестала финансировать производство фильмов в регионах, студия пыталась заработать на коммерческих операциях и накопила долги, с которыми не смогла рассчитаться. Тогда же появился потенциальный покупатель активов в лице Газпрома. Негашев это подтверждает. «Переговоры с Газпромом начались еще до моего появления на студии, – говорит он. – Позже меня ввели в курс дела, познакомили с директором ПО «Уралтрансгаз» Эдуардом Батюшевым, и в один из дней он предложил обсудить сделку в Москве. Мы приехали в офис Газпрома, я остался в холле, а Батюшев пошел переговорить с Ремом Вяхиревым. Ждал я довольно долго. Вернувшись, Батюшев сказал: «К сожалению, ничего не получится». Судя по всему, отказаться от покупки киностудии Вяхирев решил накануне нашего визита».

Чтобы избежать банкротства, Свердловской киностудии пришлось расстаться с непрофильными активами и сдать административный корпус в аренду на 49 лет с условием, что всю сумму арендатор выплатит вперед.

Последние 18 лет – с 2003 по 2021 год – студией руководил Михаил Чурбанов. Игровых фильмов за это время почти не снимали.

Новая команда рассчитывает создать на Урале кинематографическое сообщество. «Свердловская киностудия всегда была точкой входа в индустрию для талантливых людей, – говорит Григорьев. – И сегодня, когда «скамейка запасных» в отрасли практически пуста, очевидно, нужно вспомнить об этом. Поэтому самая восточная из опорных киностудий страны – это не просто еще одна кинопроизводящая организация, это культурная институция, образовательный и ресурсный центр для кинематографистов».

Практическим результатом будут фильмы, собирающие кассу.
Свердловская киностудия в цифрах
Площадь съемочного павильона
680 кв. метров
Штат сотрудников
32 человека
Дата основания
9 сентября 1943 года
Чистая прибыль за 2021 год
182 тыс. рублей