Объединение художественной мультипликации в Свердловске появилось в 1973 году. Анимационные фильмы киностудии получали призы на международных кинофестивалях в США, Канаде, Германии, Финляндии, Франции, Югославии, Японии. Мультфильм «Корова» по рассказу Андрея Платонова, выполненный в технике «живопись по стеклу», в 1990 году номинировали на премию «Оскар».
В начале 90-х, когда Москва перестала финансировать производство фильмов в регионах, студия пыталась заработать на коммерческих операциях и накопила долги, с которыми не смогла рассчитаться. Тогда же появился потенциальный покупатель активов в лице Газпрома. Негашев это подтверждает. «Переговоры с Газпромом начались еще до моего появления на студии, – говорит он. – Позже меня ввели в курс дела, познакомили с директором ПО «Уралтрансгаз» Эдуардом Батюшевым, и в один из дней он предложил обсудить сделку в Москве. Мы приехали в офис Газпрома, я остался в холле, а Батюшев пошел переговорить с Ремом Вяхиревым. Ждал я довольно долго. Вернувшись, Батюшев сказал: «К сожалению, ничего не получится». Судя по всему, отказаться от покупки киностудии Вяхирев решил накануне нашего визита».
Чтобы избежать банкротства, Свердловской киностудии пришлось расстаться с непрофильными активами и сдать административный корпус в аренду на 49 лет с условием, что всю сумму арендатор выплатит вперед.
Последние 18 лет – с 2003 по 2021 год – студией руководил Михаил Чурбанов. Игровых фильмов за это время почти не снимали.
Новая команда рассчитывает создать на Урале кинематографическое сообщество. «Свердловская киностудия всегда была точкой входа в индустрию для талантливых людей, – говорит Григорьев. – И сегодня, когда «скамейка запасных» в отрасли практически пуста, очевидно, нужно вспомнить об этом. Поэтому самая восточная из опорных киностудий страны – это не просто еще одна кинопроизводящая организация, это культурная институция, образовательный и ресурсный центр для кинематографистов».
Практическим результатом будут фильмы, собирающие кассу.