ИМПОРТОЗАМЕСТИТЕЛИ. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ДАЙДЖЕСТ
Hard Store в разы увеличивает собственное производство и планирует запускать франшизу
За последний год Hard Store, вопреки пандемии и экономическому кризису, нарастил мощности: площадь производства выросла с 130 до 600 квадратных метров, а число швей увеличилось в десять раз — до 30-ти.
В спецпроекте «Импортозаместители» мы рассказываем истории компаний и предпринимателей, которые успешно создают локальный продукт. Сегодня — бренд Hard Store, который специализируется на производстве и дистрибуции уличной одежды.
С конца февраля до середины апреля в компании переживали провал в продажах: люди не тратили деньги на одежду, потому что не понимали, что будет дальше, объясняет Арина Бирюкова, коммерческий директор Local Retail Group (куда входит Hard Store).

Сильно поднялись цены на ткани — из-за логистики и привязки к доллару. В итоге Hard Store, как и всем, пришлось повысить прайс на товары на 15% — в компании долго держали ценник на прежнем уровне. «В такой турбулентной ситуации всегда нужно быть начеку и быстро реагировать. Держать руку на пульсе, контролировать ситуацию, насколько это возможно. Быть мобильным, быстрым, современным, и тогда есть шанс оставаться на плаву», — считает Арина Бирюкова.

Сейчас рост компании восстановился — и это не то чтобы связано с уходом международных брендов. Чем Hard Store привлекает уральских покупателей и собирается покорить Россию — ниже.
Бренд Hard Store возник в 2013 году — его придумал 19-летний Эдуард Казарян. Тогда предприниматель открыл мультибрендовый магазин в ТЦ «Сити-центр». «Слева от нас были меховые шапки, справа — одежда для больших людей. А мы встали туда шопом для продвинутой молодежи. Перепродавали вещи из Китая, в ассортименте было немного российских брендов», — вспоминал Казарян.
Путь от точки в «Сити-центре» к собственному производству
После кризиса 2014 года экспортировать зарубежные бренды стало нерентабельно, поэтому Hard Store начал декларировать, что одним из первых продает одежду, сделанную в России. До 2018 года бренд продавал только чужие вещи, затем решили запустить собственное производство. В 2019 году внутри компании появились бренды Omerta и Zemlyawear. К 2020-му доля собственных товаров в Hard Store выросла до 60%. Параллельно с этим Казарян развивал бренд носков Super Socks, возникший в 2017 году.

В июле 2021-го Эдуард Казарян продал Hard Store, Supersocks и Zemlyawear. Новым владельцем стала Анна Паначева — президент ГК «ЛайнерТек», которая лидирует в сфере бестраншейных технологий восстановления сетей. По ее словам, предложение поступило от самого Эдуарда Казаряна и стало для нее большой неожиданностью. Сумма покупки не была раскрыта.

До этой сделки Анна Паначева развивала бренда одежды Strangers. «Когда я столкнулась с тем, что не смогла подобрать себе одежду, выбрала самый занимательный путь для предпринимателя: создала собственный бренд. Я запустила его совместно с Ариной Бирюковой, целеустремленной и талантливой девушкой. Мы открыли производство в Екатеринбурге, и одежда Strangers впечатляет всех, кто ее видит и примеряет: качество исполнения сравнимо с ведущими европейскими производителями. Решив проблему для себя, я воплотила мечту Арины о создании бренда одежды», — рассказывала она в интервью «Стольнику».
Вскоре Анна Паначева основала Local Retail Group — группу компаний, куда вошли Hard Store, Supersocks, Zemlyawear, а также Strangers, который сменил название на TooMatch и теперь позиционируется как премиум-бренд для женщин с характером.

«Мы обе с Аней раньше не были связаны с фэшн-ритейлом, и это нормально. Я три года работала представителем международной компании и однажды поняла, что хочу заниматься одеждой, потому что у меня всегда был к этому интерес, — вспоминает Арина Бирюкова. — Это то же, что и с изучением языка: учишь, вовлекаешься в процесс и уже через полгода начинаешь разговаривать. Так и у нас: в фэшн-бизнесе мы уже два года и теперь многое для себя открыли. У Ани есть бизнес-хватка и опыт, у меня — насмотренность и креатив. Мы стали работать вместе в сентябре 2020-го, а уже весной 2021-го открыли собственное производство».
Якорным брендом компании Local Retail Group остается Hard Store. Сегодня основа ассортимента Hard Store — одежда, аксессуары и подарки от 50 российских и зарубежных брендов: Ripndip, Rice, Ymkashix, Hook, Anteater и других. «Это стритвир, вещи на каждый день, которые носишь в универ, на работу — да куда угодно», — объясняет Арина Бирюкова.

Сейчас работает два магазина в Екатеринбурге на Хохрякова, 21 и 8 Марта, 12Д, а также один в Краснодаре. Компания также сотрудничает со 150 оптовыми заказчиками и представлена на маркетплейсах Wildberries, Ozon, «Сбермаркет», «Яндекс.Маркет». В общей выручке компании 50% занимает розница, 25% — маркетплейсы, еще 25% — оптовые продажи.

Собственное производство Hard Store расположено на 8 марта, 27. Коллекция одежды начинается с образа и идеи, точнее мудборда («доски настроения») — набора изображений, фактур и графики, который задает основной мотив предстоящей коллекции, определяет ее стиль и направление. За этим следуют другие подготовительные этапы: анализ актуальных направлений на рынке, выбор палитры коллекции, планирование выпуска, подбор материалов и фурнитуры, эскизы и графика, правки и работа над идеальной конструкцией.
Как устроено производство и сбыт
Пять лет назад в аудиторию Hard Store чаще всего записывали старшеклассников, но последние годы ситуация меняется. Во-первых, школьники повзрослели. Во-вторых, компания действительно нацелена на повышение возраста целевой аудитории от 25 лет.

«Для этого за год мы научились делать другие вещи и серьезно улучшили качество. Появилось много верхней одежды абсолютно нового формата — например, тренчи. На производстве мы сконцентрированы на том, чтобы всем хорошо работалось: огромные помещения, кондиционеры, отличный свет, расположение в центре города. Итоговый продукт транслирует наши ценности», — говорит Арина Бирюкова. По ее словам, ключевые ценности Hard Store — это открытость и любопытство. «Тот драйв, который постоянно толкает вперед. Желание пробовать что-то новое, открывать новые горизонты, выходить на новые рынки», — подчеркивает коммерческий директор Local Retail Group.
Сейчас Hard Store концентрируется на коллаборациях с локальными и федеральными брендами (ФК «Урал», фонд Art of the Nations, бар Air и другие). Бренд планирует экспансию в регионы — в первую очередь уральские, но не только. Hard Store пришлось закрыть точку в Москве из-за конфликта с торговым центром «Афимолл». В ближайшее время компания будет стремиться вернуться в столицу. Еще размышляют над запуском франшизы — уже есть запрос от регионов, в том числе отдаленных.

«Будущее фэшн-ритейла за мужской одеждой. Предложение на женском рынке уже избыточное, а вот мужчин надо одевать. Для нас это будет приоритетным направлением», — считает Арина Бирюкова.

Проблему с тканями, возникшую этой весной, удалось решить. От турецких мануфактур в Hard Store пришли к узбекистанским аналогам. «Турки часто делают какую схему: закупают футер в Узбекистане (там полный цикл производства — от сбора хлопка до покраски тканей) и перепродают с наценкой. Мало того, что приобретать напрямую выгоднее, еще и качество круче. К сожалению, в России тканей нет, только перекуп. В Иваново производят ткани, но на оптимизацию процессов уйдут годы», — полагают в компании.

Из актуальных трудностей — дефицит кадров на рынке швей («современное поколение предпочитает свободный график и отсутствие контроля, поэтому мало кто идет работать на производство или офис»). Несмотря на это, Hard Store удалось нарастить швей за год с трех до 30-ти — в основном благодаря сарафанному радио.
Коллаборации и экспансия в регионы
Hard Store в цифрах
Число сотрудников
70
Площадь производства, кв.м. (год назад было 130 кв.м.)
600
Число швей
(за год выросло в десять раз)
30
Изделий в год выпускают
22 000
метров ткани в год
25 000
километров ниток в год
5 000