ИМПОРТОЗАМЕСТИТЕЛИ. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ДАЙДЖЕСТ
Как Талицкий молокозавод заставил подвинуться международные бренды
Как компания планирует справляться с текущим экономическим кризисом, почему не считает своими соперниками глобальные молочные бренды и почему Окунев каждое утро с трудом паркуется возле своего завода — читайте в новом материале.
В спецпроекте «Импортозаместители» мы рассказываем истории компаний и предпринимателей, которые успешно создают локальный продукт. Сегодня — завод «Талицкое Молоко» и его владелец Юрий Окунев.
В 2009 году Талицкий молочный завод, расположенный в 220 километрах от Екатеринбурга, перерабатывал пять тонн молока в сутки и был близок к закрытию. Тогда, в разгар мирового экономического кризиса, предприятие выкупил бизнесмен Юрий Окунев — и спустя десять лет увеличил его мощности в 34 раза. Сегодня по объемам продаж в Свердловской области бренд «Талицкое молоко» уступает лишь Ирбитскому молочному заводу.
Качество рождается в конкуренции
Пережив последствия финансового кризиса 2008-го и справившись с российским валютным кризисом 2014-го, компания Окунева входит в зону новой экономической турбулентности. Нынешняя ситуация уже отразилась на бизнесе: выросли цены на комплектующие и компоненты продуктов. Так, в четыре раза подорожали закваски для кефира и сметаны: раньше на это тратили один миллион рублей в месяц, сейчас — четыре. 70% заквасок поставлял немецкий производитель, который уже покинул российский рынок. Отечественные компании, заверяет Окунев, не готовы сразу обеспечить необходимые объемы и качество. На самом предприятии уже готовят кефирные закваски, но на большее пока не способны: для производства всех компонентов требуются специальные лаборатории.

Из-за удорожания сахара стало менее доступным варенье, которое «Талицкое молоко» закупает у российских поставщиков; примерно в два раза выросла стоимость упаковки для продуктов. Окунев также ожидает проблем с оборудованием (насосами, сепараторами и другими устройствами): его в основном приобретают на Западе, поскольку российские производители пока уступают. «Аналоги есть, но, перейдя на них сегодня, мы можем потерять в качестве. Чтобы отечественные компании могли выигрывать конкуренцию у европейских, нужно время. В ближайшие месяцы, возможно, комфорт наших потребителей снизится», — рассуждает Юрий Окунев.


«В России многие компании создают товар, который котируется во всем мире. Но из-за политики у них забрали все рынки, с россиянами никто не хочет работать. А люди вкладывали в свое дело жизни!»
Качество рождается в конкуренции, считает директор «Талицкого молока», поэтому адекватное импортозамещение возможно только при равном соперничестве с иностранными продуктами.

В «Талицком молоке» предполагают, что от некоторых, менее популярных, продуктов скоро придется отказаться, но не исключают, что могут переключиться на сырное производство, для которого сейчас открываются неплохие перспективы.

До кризиса, в 2020 году, «Талицкое молоко» запустило новый завод — его еще в 1990-е заложили прежние хозяева, но не смогли достроить из-за проблем с финансированием. Благодаря новому корпусу компания может вдвое увеличить производственные мощности, но пока такой потребности нет.

Сейчас, несмотря на непростую экономическую обстановку, на Талицком молочном заводе обустраивают новый склад, который позволит нарастить объемы отгружаемой продукции и уменьшит время погрузки. А значит, продукция будет еще быстрее доходить до покупателя. В глобальных планах - строительство завода, который увеличит объемы производства втрое: сначала — до 500 тонн, потом — до 1000 тонн молока в сутки. Инвестиции оценивают в 100 миллионов евро, срок окупаемости может составить семь лет. После этого Талицкий завод станет крупнейшим в Свердловской области. Компания Окунева также собирается реконструировать местную набережную и сделать Талицу центром внутреннего туризма.
Как Юрий Окунев смог поднять Талицкий завод из руин и подвинуть международные гиганты?
Талицкий молочный завод был основан в 1928 году — тогда в поселке Троицкий возникло товарищество, которое стало принимать у местных молоко и обменивать его на масло. Со временем амбар при жилом доме вырос в крупный завод — важный молочный центр Свердловской области.

После распада Советского Союза Талицкий молокозавод переживал худшие времена в истории и пришел к упадку в 2000-х. В то время собственники часто менялись, а объемы сдаваемого молока уменьшались и в итоге достигли пяти тонн в сутки. В 2009 году унитарное муниципальное предприятие решил приватизировать бизнесмен Юрий Окунев.


Истина в молоке
Окунев родился в Екатеринбурге, провел детство на Сортировке. В старших классах школы учился на тройки и четверки, а юридический университет, в который поступил в 1993 году, вскоре бросил — так и не получил высшего образования, о чем не особо жалеет. В середине 1990-х работал в структурах партии «Яблоко», а после пробовал создать свой бизнес: пытался заработать на гаражах-ракушках и авторемонтном цехе. В 2000-е Окунев занимался дистрибуцией алкоголя и импортом вина. Спустя годы он объясняет, что решил устроиться в алкогольный бизнес, потому что там были «стабильные деньги», а чтобы обеспечивать семью, «приходилось переступать через себя».

Но в 2008 году Юрия Окунева снова потянуло в сторону собственного дела: возникла идея купить ферму с коровами и делать сыры. С сыроделием в итоге не срослось, но зато предприниматель вышел на убыточный Талицкий молочный завод. Окунев много путешествовал по миру и примерно знал, как работают многовековые молочные заводы. Увидев Талицкий завод, он решил: предприятие должно обрести фирменное качество и стать таким же долгожителем, как итальянские аналоги, — и купил его.

«В начале пути самым сложным было убедить сотрудников делать качественный продукт и относиться к работе с полной отдачей, — вспоминает Юрий Окунев. — Не все понимали: если не выдержишь температуру сквашивания и продукт выйдет некачественным, в конечном счете потребители от нас отвернутся. Было мнение: «Черт с ними! И так съедят».

Переломить тенденцию удалось благодаря четким правилам, которые обязаны соблюдать все — и технологи, и упаковщики, и сам директор: «Если на территорию завода нельзя заезжать частным машинам, этому должны следовать абсолютно все. У меня нет отдельной парковки, поэтому чуть ли не каждое утро приходится искать свободное место. В столовой я так же, как и все, стою в очереди и заказываю обычные блюда, а потом сажусь вместе с работниками за общий стол».
«Я постоянно говорю сотрудникам: важна работа каждого. Я не выше и не лучше их. Они точно такие же, как я, просто у всех свои задачи. В мой кабинет может зайти любой человек и никто его не остановит».
На Талицком молочном заводе работают 500 человек — в основном жители Талицы. В среднем сотрудники получают 43 тысячи рублей. «Многие остались на предприятии, когда я стал им управлять. Текучки нет. Более того, у нас выстроилась очередь желающих тут работать», — говорит Окунев.

Сегодня завод перерабатывает 170 тонн молока в сутки. Здесь производят 20 тонн сметаны, 15 тонн творога, 12 тонн кефира, шесть тонн йогурта и две тонны сливочного масла.
Секреты производства
Производство начинается с приемки сырого молока, которое закупают у фермеров и коллективных хозяйств. Своих коров у «Талицкого Молока» (с 2021-го бренд компании называется именно так) нет. Окунев объясняет, что содержать и доить коров — это отдельный бизнес, которым он пока не планирует заниматься.

Сырое молоко поступает в пастеризационные установки, где через 20 секунд нагревается до 92 градусов. После в аппаратном цехе жидкость разделяют на фракции (емкости) — сливки или обезжиренное масло. Далее в молоко добавляют закваски, необходимые для того или иного продукта. Например, в творожном цехе молоко заквашивают, нагревают и получают сыворотку — процесс длится восемь часов. Еще шесть часов творог охлаждается и затем фасуется. «Молочный завод — это не так просто, как кажется на первый взгляд», — настаивает Окунев.

Для йогуртов предприятие покупает варенье — натуральное, без красителей и ароматизаторов. Приходится долго искать поставщиков. Кроме того, стоимость продукта увеличивается, а еще натуральное варенье не обладает такими же выраженными вкусовыми характеристиками, как искусственное. Поэтому на заводе кладут больше варенья, чем принято. В итоге йогурты стоят выше среднего.

Такие риски оправдывает главный принцип предприятия — делать натуральные молочные продукты: не только йогурты, но и кефир, сметану, мороженое.
«Мы не размениваемся на качество. Для нас оно первостепенно. Раньше я сам пробовал наши продукты и указывал на недостатки. Сейчас процессы хорошо отлажены, и этого не требуется».
«Талицкое молоко» ставит на линейку термостатных продуктов — кефир, сметану и йогурты. В отличие от резервуарного способа производства, в термостатном молоко сквашивается и созревает прямо в бутылках в специальных камерах. Благодаря этому термостатные продукты получаются густыми: если, к примеру, такой кефир опустить горлышком вниз, он не выльется из бутылки.

«Наша аудитория — это состоявшиеся люди, которые готовы платить за качество. Часть людей в первую очередь обращают внимание на цены, а наши потребители — на качество. Мы не можем продавать задешево, у нас сырье самого высокого качества, мы уделяем особое внимание всем составляющим и технологии производства на каждом этапе, у нас серьезная логистика….», — говорит Окунев.

«Талицкое молоко» почти не конкурирует с федеральными и международными брендами Danone Group («Данон Трейд») и «Вимм-Билль-Данн» (PepsiCo), поскольку у свердловского предприятия «короткий срок хранения продуктов», – утверждает директор. Тем не менее за последние годы по популярности «Талицкое молоко» смогло опередить более крупных и опытных соперников.

Через самый мощный свердловский завод — государственный Ирбитский (входит в топ-30 крупнейших российских переработчиков) — ежедневно проходит 550 тонн молока: до этого показателя Талицкому еще далеко, но постепенно отставание сокращается. Сегодня «Талицкое молоко» занимает 11,5% рынка Свердловской области, находясь на второй позиции по объемам продаж и на третьей по переработке, уверяет Окунев. Всего в регионе работают 20 молочных перерабатывающих заводов.

«Мы — единственный завод Свердловской области, который поставляет продукцию в шесть уральских регионов: в Челябинскую, Тюменскую и Курганскую область, Пермский край, ХМАО и ЯНАО», — говорит директор «Талицкого Молока». Региональную экспансию в компании продолжать не планируют: «Во-первых, при масштабировании может ухудшиться качество. Во-вторых, слишком большие затраты — и финансовые, и временные. В-третьих, мне лень. Да, когда-то мы дойдем до определенного уровня на Урале и перестанем расти. Ну и что? Первый маляр лучше второго художника».
Талицкий молокозавод в цифрах
170
тонн молока каждый день перерабатывает предприятие
тонн творога
12
тонн йогурта
6
15
тонн кефира
тонн сметаны
20
доля рынка в Свердловской области
11,5%
человек в штате
500
год основания Талицкого молокозавода
1928
тонн сливочного масла
2