ИМПОРТОЗАМЕСТИТЕЛИ. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ДАЙДЖЕСТ
Уральский завод гражданской авиации заменит советские «кукурузники» новыми российскими самолетами
По контракту с Минпромторгом до 2030 года УЗГА выпустит 285 отечественных воздушных судна «Байкал» и «Ладога». Для сравнения, за все время работы на предприятии выпустили 420 самолетов. А основано оно в 1939 году.
В спецпроекте «Импортозаместители» мы рассказываем истории компаний и предпринимателей, которые успешно создают локальный продукт. Сегодня — якорный резидент «Титановой долины» — Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).
«Байкал» и «Ладога» должны заменить советские АН-2, Як-40 и чешский двухдвигательный L-410. Пока на их поставку заключили два контракта: с 2025 по 2029 год 10 самолетов отправят в Красноярский край, 7 — в Читу. Использовать отечественные самолеты будут на некоторых региональных маршрутах для полетов в удаленные и труднодоступные населенные пункты.
ЛМС-901 «Байкал» — легкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолет. Он должен заменить устаревший «кукурузник» АН-2. На его запуск в серийное производство из федерального бюджета предприятию выделили 3,5 млрд рублей.
«Байкал»
Технические характеристики:

  • Максимальная пассажировместимость — 9 человек
  • Размах крыла — 16,5 м
  • Максимальная взлетная масса — 4800 кг
  • Максимальная дальность полета — 3000 км
  • Максимальная дальность полета при нагрузке 2000 кг – 1 500 км
  • Потребная длина ВПП (взлётно-посадочной полосы) – 500 М (Е)

Изначально проектом импортозаместительного самолета занимался Сибирский НИИ авиации имени Чаплыгина (СибНИА). Там разработали ТВС-2МС (ремоторизованный Ан-2) и ТВС-2ДТС (цельнокомпозитный самолет-биплан). Но они не устроили заказчика — Минпромторг.

Самолет оказался переразмеренным. Дело в том, что по нормам летной годности число пассажиров на борту однодвигательного самолета не должно превышать 9 человек, а ТВС-2ДТС был рассчитан на 12—14 пассажиров. Кроме того, взлетная масса ТВС-2ДТС — свыше 5700 кг, а это не дает управлять самолетом членам экипажа со свидетельствами частного (PPL) и коммерческого (CPL) пилота.

Правительство отказалось от развития проекта ТВС-2ДТС и объявило новый конкурс на создание легкого многоцелевого самолета. В сентябре 2019 года разработчиком «Байкала» назначили УЗГА. В разработке проекта также участвовал Московский авиационный институт (МАИ). Сумма контракта с «Байкал инжиниринг» (дочерняя компания УЗГА) составила 1,25 млрд рублей.
Летные испытания ЛМС-901 «Байкал» собирались начать в октябре 2021 года, но позже первый полет самолета перенесли. В итоге только 30 января 2022 года на арамильском аэродроме «Байкал» совершил первый испытательный полет. Он длился приблизительно 25 минут на высоте 500 метров.

После этого на доработку и подготовку «Байкала» к серийному производству из федерального бюджета выделили 3,5 млрд рублей. Планируется, что в 2024 году самолет получит гибридную силовую установку, включающую маршевый и электрический двигатель.

Начальные производственные мощности – 5 самолетов в 2024 году, 15 – в 2025, 25 – с 2026 по 2030 год.

Всего к 2030 году предприятие должно выпустить 145 самолетов «Байкал» ЛМС-901 и 140 самолетов ТВРС-44 «Ладога». Стоимость «Байкала» в ценах 2020 года составляет 120 млн рублей. То есть за партию из 300 таких самолетов предприятие-изготовитель «Байкал-инжиниринг» («дочка» УЗГА) выручит как минимум 36 млрд рублей.

Часть самолетов будет с отечественным двигателем ВК-800СМ, который пока еще не сертифицирован. Другую часть «Байкалов» — с американским двигателем — будут выпускать в Казахстане. Еще в июле 2021 года «Казахстанская авиационная индустрия» приобрела миноритарную долю в ООО «Байкал-инжиниринг» за 1 млрд рублей и получила лицензию на выпуск ЛМС-901. В планах казахстанской компании начать в 2024 году производство самолетов «Байкал» с объемом до 30–50 бортов в год, в том числе на экспорт.
«Ладога»
Прототипом «Ладоги» является чешский L-610. «На деле получилось 100% перепроектирование прототипа, то есть создание нового самолета. Комплектация, материалы и крепеж - новые на 100% и полностью отечественные. Новым является фюзеляж, включая всю теорию, поперечное сечение, носовую и хвостовую части, обводы фонаря кабины экипажа, всю конструктивно-силовую схему, всю компоновку и навеску крыла и оперения», – заявлял ранее главный конструктор завода Сергей Меренков.

Он предназначен для замены устаревших региональных авиалайнеров Ан-24 и Як-40. Самолет сможет взлетать с грунтовых аэродромов, работать в неблагоприятных погодных условиях и выдерживать перепады температуры.

В декабре 2020 года УЗГА подписал с правительством контракт на разработку «Ладоги». В марте этого года самарский завод «Авиакор» также подключился к созданию этого самолета.

«Планируем сделать четыре фюзеляжа для испытаний и сертификации нового самолета. Должен отметить, что мы сохранили все компетенции, после того как заморозили программу по Ан-140. Сейчас начинаем активно производить новую технику», — рассказывал гендиректор «Авиакора» Алексей Гусев.
15 самолетов «Ладога» планируют выпустить в 2025 году, еще 25 – начиная с 2026 года.

Технические характеристики:

  • Максимальная пассажировместимость — 44
  • Размах крыла — 26,0 м
  • Максимальный взлетный вес — 18,5 кг
  • Максимальная дальность при нагрузке 1500 кг – 4 700 км
  • Максимальная дальность при нагрузке 4000кг – 2 300 км
Новые контракты на самолеты УЗГА
В начале августа этого года завод посетил министр экономического развития России Максим Решетников. Он вместе с губернатором Евгением Куйвашевым осмотрел производственный комплекс предприятия.
По итогам визита никаких заявлений относительно производства самолетов «Байкал» и «Ладога» сделано не было.

«Успех очень многих программ, которые сейчас запущены, зависит от того, как на местах будут работать предприятия. Это важная поездка, потому что мы обновляем прогноз социально-экономического развития. Нас беспокоит ситуация с импортом, в том числе потому, что многие комплектующие получали из западных стран. Сейчас идет перестройка логистических цепочек. Важно соотносить эту выкладку с реальным настроем на местах. То, что мы сегодня увидели, говорит о том, что процесс структурной перестройки идет активно. Да, на предприятиях говорят об ограничениях, связанных с производственными площадями, кадрами, кооперацией. Но никто не сказал, что есть какие-то вещи, мешающие развитию. Это самое главное», — это все, что заявил тогда федеральный чиновник.

Но именно после визита Решетникова на УЗГА начали строить площадку для производства самолетов «Байкал» и «Ладога». Инвестиции в проект составляют 722 млн рублей. Площадь ангара — 1,9 тыс. квадратных метров. Сдать объект в эксплуатацию должны до 20 октября 2022 года.

Одновременно УЗГА начал подписывать предварительные договоры на поставку самолетов ЛМС-901 «Байкал» с регионами страны. Авиакомпания из Красноярского края «КрасАвиа» в период с 2025 по 2029 год ждет 10 легких многоцелевых самолетов, а «Аэросервис» из Читы — семь.
При этом ни самолеты, ни двигатель ВК-800СМ, которым они оснащены, еще не сертифицированы и не запущены в серийное производство. Так, завершение летно-конструкторских и сертификационных испытаний «Байкала» намечено на 2023 год, а двигатель должен получить необходимый документ только в 2024 году.
УЗГА. История
Завод № 404 заработал в 1939 году. Все началось с линейных авиаремонтных мастерских, где проводили техническое обслуживание самолетов, летающих рейсами Москва —Иркутск, Свердловск — Москва и Москва — Магнитогорск.
16 марта 1939 года мастерским присвоили статус самостоятельного предприятия гражданского флота СССР. Во время Великой Отечественной войны на заводе стали собирать бомбардировщики СБ и боевые самолеты И-15, И-16, заменять двигатели на самолетах ЛИ-2 и ремонтировать наиболее востребованный в то время двигатель АШ-62 ИР.

Также за смену на предприятии выпускали до 135 деталей для ракетной установки «Катюша». Всего за 1941—1945 годы на предприятии вернули в строй 560 самолетов и 1500 двигателей.

После окончания войны перед заводом поставили новую госзадачу — ремонт двигателей АШ-82ФН, эксплуатировавшихся на самолетах ГВФ-ИЛ-12. Чтобы выполнить требуемый объем (всего 8 тысяч штук), коллектив предприятия разработал новую технологию — поточную линию ремонта, уникальную в отрасли гражданской авиации.

Этот опыт позже внедрили и на других предприятиях. В 1956 году после переустройства и технического оснащения цехов на УЗГА начали ремонтировать поршневые двигатели АШ-82Т для самолетов ИЛ-14.
В 1960-е годы наряду с развитием вертолетной авиации у государства появилась потребность в капремонте двигателей АШ-82В и главного редуктора Р-5 вертолетов Ми-4. В итоге за 27 лет на предприятии восстановили 15 тысяч двигателей и 8 тысяч редукторов.

Следующий этап развития УЗГА наступил в 1973 году, когда на предприятии начали ремонтировать газотурбинный двигатель ТВ2-117А. За короткое время объемы производства возросли с 5 двигателей в месяц до 180. В 1975 году на заводе освоили ремонт главного редуктора ВР-8А вертолета Ми-8.

Завершением десятилетия стал патент на авторскую технологию работников завода — одноразовую сборку и совмещенное сдаточно-контрольное испытание двигателя ТВ2-117А и редуктора ВР-8А.
Главные достижения 80-х — открытие лаборатории структурного анализа структуры лопаток турбины на перегрев, завершение строительства мотороиспытательной станции МИС-2 и первый запуск двигателя НК-8-2.

В 90-е годы в цеху начали ремонтировать более современные вертолетные двигатели ТВ3-117 и его модификации. В этот же период на УЗГА первыми в России внедрили технологию ремонта двигателя ГТД-350 для вертолетов Ми-2.

В 1999 году на заводе освоили производство мобильных энергетических установок ЭУ-1500/3000, применяемых во всех климатических зонах на высотах до тысячи метров. Для удовлетворения потребностей магистральных станций по перекачке газа в том же году работники начали ремонтировать двигатели НК16-СТ.

Позже на волне рыночных преобразований пришлось расширить ассортимент продукции. Одним из новых направлений стал выпуск двухместного самолета МАИ-223.
В 2003 году на предприятии стали ремонтировать двигатели АИ-9В, а в конце 2004-го — редукторы ВР-24. В 2013-м на УЗГА создали новое направление — производство легких самолетов Diamond. В 2015 году завод стал официальным представителем компании Textron Aviation (бизнес-подразделение авиации общего назначения конгломерата Textron) в России и выпустил первый в стране легкий пассажирский вертолет Bell-407 американского производителя Bell Helicopter Textron.
В 2016 году на территории УЗГА построили цех по сборке универсального двухмоторного самолета для местных воздушных линий L-410.

Сейчас главная цель на предприятии — выпуск импортозаместительных самолетов «Байкал» и «Ладога».
УЗГА в цифрах
человек работают на УЗГА
>4300
компонентов для авиадвигателей выпускают на предприятии
>3200
авиакомпаний пользуются услугами завода
>150
чистая прибыль УЗГА за 2021 год, млрд рублей
1,4
единиц авиатехники ремонтируют на заводе каждый месяц
>100
выручка предприятия за 2021 год, млрд рублей
33,5